Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современных условиях проблема человеческой деятельности занимает особое место. Формирование личности, способной сознательно ставить жизненные цели и достигать их, способной брать на себя ответственность за принятие решений, определяется стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такая стратегия поведения обеспечивается мотивацией достижения, отражающей ценностное отношение индивида к самому себе как личности и субъекту деятельности.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности, направленных на положительный результат, является одной из центральных проблем в психологии и остается актуальной в настоящее время.
Традиционно рассматривая поведение человека в рамках деятельностного подхода, его следует понимать как процесс осуществления деятельности, направляемый и регулируемый системой мотивов и целей. Таким образом, очевидно, что любое изменение поведения невозможно без понимания психологических механизмов его регуляции. Определяющим фактором изменения поведения является структура и динамика его мотивационных факторов, начиная с особенностей уровня нейрофизиологической и формально-динамической организации психических процессов и заканчивая качеством смысловых отношений и духовных ценностей человека.
Мотивация - это психологический процесс, который заключается в побуждении человека к тому или иному действию, это то, что лежит в основе поведения человека, что заставляет его что-то делать. Потребности порождают мотивацию, а она, в свою очередь, подталкивает индивида к определенному поведению, связанному с удовлетворением потребностей.
В отношении деятельности, достижения ее целей, обретения успеха, мотивацию принято подразделять на два вида: мотивация достижения успеха (направленность личности на работу во имя своих целей, решение поставленных задач) и мотивация избегания неудач (направленность личности не на победу, а на отсутствие поражения). В чистом виде тот или иной тип встречается редко, поэтому можно говорить только о преобладающей мотивации.
Проблемы мотивации достижения исследуется довольно широко как в зарубежной (Д. МакКлелланд, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, Ф. Хоппе и др.), так и в отечественной психологии (М.Ш. Магомед-Эминов, Т. О. Гордеева, С.С. Занюк др.). Между тем особенности мотивации достижения у студентов – психологов во взаимосвязи с их чертами личности изучены недостаточно.
Цель данного исследования – выявить взаимосвязь мотивации достижения и черт личности студентов факультета психологии.
Объект исследования – мотивация достижения.
Предмет исследования – взаимосвязь мотивации достижения и черт личности студентов факультета психологии.
Гипотеза исследования: предполагается, что у студентов-психологов мотивация достижения связана с их личностными чертами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования мотивации достижения и черт личности студентов.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование мотивации достижения и черт личности студентов факультета психологии..
3. Проанализировать взаимосвязи мотивации достижения и черт личности студентов факультета психологии.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, психодиагностические, математико - статистические методы.
Теоретико-методологическую базу исследования составили научные работы и исследования сущности мотивации достижения (Д. МакКлелланд, Х. Хекхаузер, В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, П.Е. Ильин, В.Д. Шадриков, П.М. Якобсон и др.), концепции черт личности и характера (Г. Олпорт, Г.Ю. Айзенк, З.Фрейд, Р.Б. Кеттел, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и др.).
Глава 1. Теоретические аспекты исследования мотивации достижения и черт личности студентов
1.1. Характеристика мотивации достижения
Под мотивацией понимается личностное образование, которое определяется внешними и внутренними стимулами и как основание к побуждению к тому или иному виду активности [3].
В психологической науке есть различные определения понятия "мотив". Так, В.К. Вилюнас предлагает вообще отказаться от термина “мотив”, заменив его конкретными побудителями активности. Мотив – это факторы, механизмы и процессы, обеспечивающие возникновение на уровне психического отражения побуждений к жизненно необходимым целям, то есть механизмы направляющие поведение на удовлетворение потребностей [4].
Х. Хекхаузен считает, что мотив - это потребность (мотив власти, мотив достижения), а также личностные диспозиции (тревожность и другие ) или внешние причины поведения [22].
Е.П. Ильин определяет мотив как сложное психологическое интегральное образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием [8]. Такой подход позволяет признать большинство психических феноменов, рассматривающихся разными авторами в качестве мотива, лишь его компонентами.
Мотивация – это набор психологических причин, объясняющих поведение, инициативность, ориентацию и деятельность человека; это относительно устойчивая и индивидуально уникальная система мотивов [17].
Мотивы выполняют побудительную и контролирующую функцию в процессе любой активности и деятельности индивида. Функция контроля осуществляется опосредованно, через эмоции, которыми сопровождается любой процесс достижения потребности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2016. – 288с.
2. Аткинсон А.Р. Введение в психологию / А.Р. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 816 с.
3. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов. (3 изд.) – СПб.: Питер, 2017. – 624 с.
4. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. – СПб.: Питер, 2007. – 288с.
5. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл, 2006. – 333 с.
6. Дровняшина О.С. Ценностные ориентации студентов // Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399 – 402.
7. Зверева Р.Г. Предпосылки развития мотивации достижения успеха с учетом возрастных особенностей. В сборнике: Университетские чтения. Материалы научно-методических чтений ПГУ. – 2020. – С. 44-49.
8. Ильин Е.П. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2017. – 682с.
9. Кисилева Т.В. Психолого-педагогические условия развития профессионально значимых качеств военных педагогов-психологов: дисс... кан. пс. н. – Курск, 2009. – 185 с.
10. Коржова Е. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер. 2020. – 544 с.
11. Корнилова Т.В. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса) / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко // Вопросы психологии. – 1995. – №5. – С. 108-115.
12. Краева К.В. Субъектность как фактор преодоления экзаменационного стресса // Вектор науки тольяттинского государственного университета. – 2011. – №4. – С. 163 - 166.
13. Левкова Т.В. Связь мотивации достижения и копинг-стратегий личности: Материалы 6-й Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. – 2018. – C. 235 – 240.
14. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: дис... канд. психол. наук. – М., 1987. – 343 с.
15. Немов Р.С. Психология. – М.: КноРус, 2020. – 688 с.
16. Озерина А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Волгоград, 2012. – 21с.
17. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. д-ра психол. н. - М.: Академия, 2004. – 25с.
18. Рендакова А.В. Анализ фундаментальных основ концепции эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова с применением метода философской герменевтики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2022. – №2. – С. 50-58.
19. Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе: моногр. / Г.В. Попова, Ж.Б. Богдан. – Warszawa: Diamond trading tour», 2015. – 36 с.
20. Степанов Ф.Г. Индивидуально-типологические особенности личности и социометрический статус студента в группе // Евразийское научное объединение. – 2015. – №7. – С. 164 – 167.
21. Тарлецкая А.В. Связь между мотивацией достижения и самооценкой у юношей и девушек // Научно-исследовательский центр "Вектор развития". – 2022. – №8. – С. 379-388.
22. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 860 с.
23. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: МГППУ, 2019. – 457с.
24. Швецова В.А. Особенности профессионального самосознания современных студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16). – С. 189 – 194.
25. Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 194с.